Система мониторинга транспорта «АвтоГРАФ-GSM»

Общий принцип работы

Проблема независимого определения местоположения людей и грузов издавна волновала человечество. Идея ее решения возникла в 50-е годы XX века, когда были запущены первые искусственные спутники Земли. Законченное решение появилось спустя почти полвека и стало действительно доступным как для частного, так и для коммерческого использования.

В настоящее время в дальнем космосе на высоте порядка 20 000 км развернуты две спутниковые системы: американская GPS и российская ГЛОНАСС. Сигналы спутников покрывают всю территорию планеты, отвечая за точное позиционирование объектов, включая движущиеся.

Система мониторинга транспорта: взаимодействие спутников, наземного оборудования и диспетчеров

Взаимодействие спутников, наземного оборудования и диспетчеров

Для определения местоположения на транспортные единицы устанавливают так называемые бортовые контроллеры. Эти маленькие устройства имеют два модуля:

  • модуль приема данных со спутников;
  • модуль приема и отправки данных по каналам обычной сотовой связи.

Работающий контроллер постоянно получает сигналы с нескольких спутников GPS или ГЛОНАСС, находящихся в зоне видимости. Сопоставляя координаты спутников и расстояния до них, контроллер вычисляет собственные координаты, скорость и направление движения.

Контроллер также аккумулирует показания датчиков, установленных на транспортном средстве — штатных и дополнительных. Датчики необходимы для фиксации таких параметров, как расход топлива, количество пассажиров в салоне, отработанные моточасы и др.

Маршрут, пробег, соблюдение скоростного режима и время работы двигателяБольшая иллюстрация

Информация о маршруте, пробеге, соблюдении скоростного режима и времени работы двигателя (нажмите, чтобы увеличить)

Все данные записываются в энергонезависимую память контроллера и параллельно через GPRS-соединение передаются в специализированный дата-центр. Сервера дата-центра ведут архив принятых данных, а также в режиме реального времени по Интернету передают их далее — на компьютеры владельца системы мониторинга. Здесь полученная информация интерпретируется и отображается специальным программным обеспечением, позволяя диспетчерам быстро оценивать ситуацию и эффективно управлять автопарком.

Возможности системы «АвтоГРАФ-GSM»

«АвтоГРАФ-GSM» — бесспорный лидер рынка систем мониторинга транспорта в России: к началу 2013 года серийно выпущено более 300 000 бортовых контроллеров GPS/ГЛОНАСС.

Разработчики наделили систему сразу несколькими чертами, которые обеспечили ее популярность. Среди них: надежность, простота эксплуатации, бесплатность программного обеспечения.

Базовый функционал системы включает в себя:

1. Отображение пройденного маршрута на карте (растровой или векторной) со всеми зафиксированными в рейсе событиями: стоянки, заправки, разгрузки, превышения скорости и др.

Места и длительность остановок и парковок

Места и длительность остановок и парковок

2. Построение сводных отчетов о работе транспорта на основе самых разных показателей: время в пути и время простоя, соблюдение графика движения, объем истраченного горючего и т.д.

3. Поддержка канала быстрой двусторонней связи с водителем в экстренных ситуациях.

4. Возможность интеграции с другими программными продуктами, такими как «1С», «Такси-мастер» и др.

Отчет о прохождении контрольных точекБольшая иллюстрация

Отчет о прохождении контрольных точек (нажмите, чтобы увеличить)

Однажды собранные контроллером данные устойчивы к внешним воздействиям: вибрации, магнитным полям, попытке любого преднамеренного искажения. Они хранятся в памяти прибора сколь угодно долго, и в штатном режиме работы показания «АвтоГРАФа-GSM» невозможно фальсифицировать.

Значимые результаты внедрения системы «АвтоГРАФ-GSM»

Оптимизация издержек и полный контроль действий персонала — так кратко можно описать итоги развертывания системы мониторинга транспорта. На практике это означает, что уже в первые недели после внедрения собственники делают следующие удивительные наблюдения:

1. Прекратились самовольные рейсы. На смену устным отчетам и рукописным путевым листам приходит неумолимая статистика.

2. Существенно снизились эксплуатационные расходы. В условиях постоянного роста цен на ГСМ значение этого фактора трудно переоценить.

3. Увеличилась оборачиваемость автопарка. Техника работает, а не простаивает; время необходимого отдыха водителей строго регламентировано.

auto-on-map-previewБольшая иллюстрация

Транспортные единицы на карте города (нажмите, чтобы увеличить)

4. Определен реальный пробег каждой транспортной единицы. Спутниковое позиционирование намного точнее показаний спидометра и всегда совпадает с отметками километровых столбов вдоль трассы.

5. Ведется история перемещений всех транспортных средств. Нарушения со стороны персонала могут быть обнаружены спустя длительное время после выполнения задания. Данные независимо хранятся в памяти контроллера, в дата-центре, на локальных компьютерах диспетчеров и на серверах компании-интегратора, что исключает даже малейшую возможность их исчезновения.

6. Повысилась безопасность рейсов. Ежеминутное информирование о местоположении машин дополняется функционалом тревожной кнопки.

Участки пути, пройденные с нарушениями скоростного режима

Участки пути, пройденные с нарушениями скоростного режима

7. Получено масштабируемое решение. При необходимости количество одновременно контролируемых объектов можно наращивать — от десятков до тысяч.

Полученные результаты сохраняются в течение всего срока эксплуатации системы мониторинга транспорта. Безотказность функционирования системы достигается за счет абонентского обслуживания у компании-интегратора.

Спутниковая карта в программе «АвтоГРАФ»

Используемые карты: спутниковая карта

Векторная карта в программе «АвтоГРАФ»

Векторная карта

Растровая карта в программе «АвтоГРАФ»

Растровая карта

Технические особенности системы «АвтоГРАФ-GSM»

Внимание к деталям и скрупулезность разработки делают «АвтоГРАФ-GSM» одной из лучших систем мониторинга транспорта на российском рынке. Ниже кратко приводятся отличительные характеристики системы (подробнее — на сайте производителя):

  1. Установка контроллера не занимает много времени: нет необходимости снимать машину с рейса. Допускается скрытая установка контроллера.
  2. Переход с GPS на ГЛОНАСС возможен путем подключения нового модуля — без замены оборудования.
  3. Контроллер можно подключить к шинам 1-wire, RS-485, CAN.
  4. Контроллер записывает события по мере их наступления или с заданной периодичностью в энергонезависимую память большой емкости.
  5. 2 дискретных выхода позволяют управлять подключенными внешними устройствами, в том числе посредством SMS-сообщений. Допускается дистанционное изменение настроек прибора (в том числе с помощью SMS-сообщений). По SMS-запросу возможно получение данных о текущем местонахождении и настройках.
  6. При пропадании GPRS-соединения собираемые данные не теряются, а накапливаются в энергонезависимой памяти прибора. Сеанс обмена такими данными начинается автоматически после попадания в зону действия GSM-сети.
  7. Трафик минимален, поскольку производители «АвтоГРАФа-GSM» разработали уникальный сжатый протокол обмена данными.
  8. Бесплатное программное обеспечение мониторинга «АвтоГРАФ» постоянно улучшается и обновляется производителем.

Сферы применения системы «АвтоГРАФ-GSM»

В России системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива на базе «АвтоГРАФ-GSM» эксплуатируются уже несколько лет. Они прекрасно зарекомендовали себя с технической точки зрения и стали незаменимыми помощниками руководителей компаний самых разных направлений деятельности:

Большую роль в процессе развертывания и эксплуатации системы играет компания-интегратор. Именно ее специалисты определяют конфигурацию поставляемого оборудования, настраивают всевозможные отчеты в соответствии с запросами заказчика. Они же гарантируют постоянную работоспособность системы для решения поставленных задач — как типовых для сферы деятельности компании, так и специфических.

Владельцы компаний, решившихся на установку системы мониторинга «АвтоГРАФ-GSM», по достоинству оценили экономический эффект от внедрения и теперь постоянно ведут планирование работы персонала и техники только на основе данных, предоставленных системой.