Рекомендации по подбору оборудования

Доверяй, но проверяй! Этот старый и мудрый принцип давно взят на вооружение рачительными хозяевами. Следовать ему в 21 веке стало необычайно просто: контроль достаточно поручить современным приборам и программному обеспечению.

Узнать в буквальном смысле все об автопарке крупной организации поможет система мониторинга транспорта и контроля расхода топлива. Именно она дает собственникам ответы на два главных вопроса:

  • Где находится техника в рабочее время?
  • Используется ли горючее по целевому назначению?

Добиться нужной точности ответов на эти вопросы можно сочетанием компонентов системы, о которых и пойдет речь ниже. Обычно выбирать приходится из следующих комбинаций:

  1. Только бортовой контроллер «АвтоГРАФ-GSM».
  2. Бортовой контроллер «АвтоГРАФ-GSM» и датчик расхода топлива.
  3. Бортовой контроллер «АвтоГРАФ-GSM» и датчик уровня топлива.

Вариант 1. Только бортовой контроллер «АвтоГРАФ-GSM»

Бортовой контроллер устанавливается обособленно или же с подключением к специфическим датчикам транспортного средства — например, датчику моточасов на комбайне или датчику угла наклона на мусоровозе. Информация о местоположении техники непрерывно поступает в диспетчерский пункт.

Практика показывает, что это решение подходит большинству заказчиков: зная обычный для каждой машины расход топлива и пройденный маршрут, можно вычислять фактический расход с приемлемой погрешностью.

Достоинства Недостатки
Невысокая стоимость: нет необходимости переплачивать за установку дополнительных топливных датчиков.

Высокая эффективность: отсутствие дополнительных датчиков делает систему проще и надежнее, что заметно снижает вероятность ошибок и отказов.
Математические методы определения расхода топлива: несмотря на сравнительно небольшую погрешность, они могут оказаться недостаточными в сферах, которые традиционно страдают от краж горючего — например, в сельском хозяйстве. 

Расчет расхода топлива в программе «АвтоГРАФ»Большая иллюстрация

Расчет расхода топлива в программе «АвтоГРАФ» (нажмите, чтобы увеличить)

Вариант 2. Бортовой контроллер «АвтоГРАФ-GSM» и датчик расхода топлива

Датчик расхода топлива встраивается в топливную магистраль и фиксирует точные объемы горючего, поступившего в двигатель из бака. Полученные цифры передаются в диспетчерский пункт в режиме реального времени с помощью бортового контроллера.

Достоинства Недостатки
Точность данных о фактическом расходе горючего: показания прибора могут лечь в основу топливных расчетов с водителем. Ограниченность применения: конструктивные особенности не каждого двигателя допускают установку датчика. Тип горючего также имеет значение: проточные датчики нельзя использовать для бензина и газа.

Необходимость регулярного технического обслуживания: из-за низкого качества солярки датчики часто засоряются.

Расход топлива определяется по показаниям датчикаБольшая иллюстрация

Расход топлива определяется по показаниям датчика, а не рассчитывается программно (нажмите, чтобы увеличить)

Вариант 3. Бортовой контроллер «АвтоГРАФ-GSM» и датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива устанавливается в бак и постоянно следит за тем, насколько бак пуст или полон. Эта информация ежеминутно транслируется в диспетчерский пункт через «АвтоГРАФ-GSM». Вместе с бортовым контроллером уровневый датчик определяет объем, время и место всех заправок и сливов, чем выгодно отличается от проточного.

Достоинства Недостатки
Невысокая стоимость: уровневые датчики дешевле проточных.

Отсутствие вмешательства в топливную систему: установка не требует привлечения узких специалистов высокой квалификации.
Невозможность (излишняя трудоемкость) установки в ряде случаев: на некоторых видах техники отсутствует доступ к верхней плоскости бака.

Более низкая точность по сравнению с проточным датчиком. Впрочем, при правильной установке хорошего датчика может варьироваться в пределах 3%.

График заправок и сливов, построенный по показаниям уровневого датчикаБольшая иллюстрация

График заправок и сливов, построенный по показаниям уровневого датчика (нажмите, чтобы увеличить)

Таковы технические и экономические особенности внедрения трех распространенных вариантов комплектации оборудования системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива. Если же обратиться к опыту многолетней эксплуатации, то можно дополнительно сделать следующие наблюдения.

Практика показывает, что при установке бортовых контроллеров без топливных датчиков водители получают некоторую «свободу маневра»: они лишены возможности бесконтрольно совершать целые «дополнительные» рейсы, но могут в разумных пределах экономить топливо для использования в личных целях и по большому счету работают нормально. Обычно такое положение вещей устраивает всех, включая собственников.

Целенаправленная установка топливных датчиков часто не находят понимания у водителей: нередки случаи, когда ими предпринимаются попытки обмана электроники и саботажа работы системы. Рекомендуется вводить санкции за подобные действия и заранее информировать об этом персонал; в противном случае вместо экономии на топливе собственник может понести расходы, связанные с негарантийным ремонтом намеренно выведенных из строя датчиков.

В каждом конкретном случае развертывания системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива необходимо тщательно анализировать цели ее внедрения и подбирать оптимальную конфигурацию оборудования. Результат можно признать во всех смыслах удачным, когда система решает все поставленные перед ней задачи, оставаясь при этом максимально простой и надежной.