Датчики расхода топлива (ДРТ)

Датчики расхода топлива — это проточные приборы учета, измеряющие общий объем горючего, проходящий через топливную систему во время работы транспортного средства.

Общая схема установки датчика расхода топлива

Общая схема установки датчика расхода топлива

Расходомеры можно разделить на два основных вида: обычные и дифференциальные. Обычный ДРТ рассчитан на один поток и не учитывает наличие обратного канала, по которому из двигателя в бак возвращается часть неизрасходованного топлива. Конструкция некоторых (но далеко не всех!) двигателей позволяет без последствий «заглушить обратку», что в ряде случаев делает использование недорогих однопоточных ДРТ весьма практичным.

Если изменение нормальной схемы топливных потоков транспортного средства недопустимо, то на обратный канал устанавливается второй обычный датчик расхода топлива. В этом случае каждый из расходомеров «не подозревает» о существовании партнера, и разницу между подачей и «обраткой» приходится рассчитывать программно, сравнивая их показания.

Проблема несогласованности работы независимых датчиков решается установкой дифференциального ДРТ. Дифференциальный ДРТ — это двухпоточный прибор, который состоит из двух расходомеров, взаимно откалиброванных производителем. Встроенная вычитающая плата сама производит вычисления и подает на выход только один параметр — фактический расход топлива.

Нельзя не отметить, что некоторые топливные системы в принципе не рассчитаны на установку одного дифференциального или двух обычных датчиков. Так, например, на многих американских машинах расходомер на обратном канале будет пропускать через себя пену, то есть воздушно-топливную смесь, а не горючее в чистом виде, что даст высокую погрешность в конечных данных.

Сопоставление обычных и дифференциальных ДРТ

Достоинства Недостатки
Обычный ДРТ Цена: почти в 3 раза дешевле дифференциального ДРТ Ограниченность применения: не все двигатели допускают отключение «обратки»
Два независимых обычных ДРТ Цена: иногда стоимость пары несколько меньше стоимости одного дифференциального ДРТ Вероятность большой погрешности: необходимо самостоятельно калибровать датчики. Также см. недостаток строки 3
Дифференциальный ДРТ Небольшая погрешность: оба расходомера калибруются на заводе Ограниченность применения: подходят не для всех типов топливных систем

Таким образом, при выборе ДРТ очень важно учитывать не только общие технические характеристики прибора, но и особенности конкретной модели транспортного средства.

При выборе между датчиками уровня топлива и датчиками расхода топлива обоих видов основным аргументом в пользу последних является их высокая точность — погрешность не превышает 1%. Еще одно несомненное достоинство — при правильной установке расходомер практически невозможно «накрутить».

Однако имеются и недостатки. Датчик, в частности, не способен отслеживать слив топлива, который ведется в канистру через шланг, врезанный в обратный канал. Выявить такое нарушение можно при визуальном осмотре транспортного средства, но не с помощью прибора.

Использование расходомеров на бензиновых двигателях нерентабельно, поскольку бензин высушивает движущиеся части, и датчики часто выходят из строя. Солярка, наоборот, смазывает их, но на дизельных двигателях ДРТ часто засоряются из-за низкого качества топлива и поэтому нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Отметим также, что для топливной системы, работающей на газе, промышленность пока не может предложить приборы учета расхода топлива.

Практика показывает, что ДРТ оптимально использовать в качестве дополнительного оборудования для контроля вместе с бортовым контроллером «АвтоГРАФ-GSM».