Тахографы: учёт и контроль

Когда необходим контроль

track

Уже на заре автомобильной эры люди осознали, что железный конь не простое средство передвижения. Кроме навыка управления этим, новым тогда видом транспорта, от водителя потребовалась определённая дисциплина и контроль основных функций машины, а также собственного режима труда и отдыха.

Прошло более ста лет, автомобилестроение получило грандиозное развитие. Значительно повысились и требования к водителю: его физическому и психологическому состоянию в момент управления автомобилем, которые влияют на безопасность движения. Сегодня контроль времени труда водителя помогает обеспечить современный прибор — тахограф.

История тахографа

Рациональные европейцы уже в начале XX века выстраивали цивилизованный бизнес грузоперевозок с помощью новейших достижений техники. Первым тахографом можно назвать «самописец Джонса», который выпустила английская компания Markt & Co. London Ltd в 1911 году. Этот прибор регистрировал пройденный автомобилем путь в течение суток и действовал на основе часового механизма.

johnes-recorder

Самописец Джонса

Со временем изобретатели совершенствовали самописец. В 1920-е годы в Германии был разработан механизм, графически выстраивавший линию движения авто. А на рубеже 30–40-ых годов собственники транспортных средств научились использовать тахографы для контроля расхода автомобильного топлива. Сегодня тахограф не дополнение, а обязательное устройство в автомобилях, которые совершают длительные поездки.

Тахограф: право или обязанность?

Тахографы получили распространение в России в середине 1990-ых годов, а массово стали устанавливаться на транспорт с 16 июля 2010 года, после присоединения нашей страны к «Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». (PDF)

Постепенно законодательная база применения контрольных устройств расширялась и с 1 января 2013 года установка тахографа на автомобили классов М2, М3 (микроавтобусы и автобусы максимальной массой более 5 тонн и имеющие, помимо места водителя, более 8 пассажирских мест) и N2, N3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн) уже не право перевозчика, а обязанность. Неисполнение требований закона закономерно влечет за собой неотвратимость наказания.

bus-track

Кодексом административных правонарушений России за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений (ст. 19.19) предусмотрены штрафы для должностных лиц от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

С 1 апреля 2013 года ответственность несет и лично водитель. За управление автомобилем без контрольного устройства или с выключенным тахографом, он рискует получить штраф до 2 500 тысяч рублей. Если же им нарушены установленные режимы труда и отдыха водитель должен будет готов выложить от 500 до 1 000 рублей. И это не предельные суммы. Уже сегодня на рассмотрении законодателей находится проект Федерального закона, вдвое увеличивающего размер штрафов за это правонарушение. Специалисты предупреждают, что штрафы будут продолжать расти: после подписания документов о присоединении к ВТО, Россия должна будет увеличить штрафы до международного эквивалента — 4 000 евро и 1 500 евро соответственно.

Размер штрафов и элементарная математика убедительно доказывают — тахограф установить дешевле.

При этом стоит помнить, что соответствующие международным стандартам тахографы унифицированы, внесены в общеевропейский реестр и имеют сертификат типа средств измерений в виде буквы «е» и номера, определенного Европейским соглашением для каждой страны. Отсутствие на приборе маркировки такого типа не допускает его использование в качестве тахографа.

Таким образом, наличие тахографа на транспортном средстве, прежде всего, требование действующего российского законодательства. Однако каждый владелец автомобиля, оснащённого тахографом, по достоинству оценит функциональные преимущества этого устройства.

Функционал

Тахограф, вне зависимости от воли водителя фиксирует скорость транспортного средства и пройденный относительно определённого временного периода путь. Эта информация служит для точного учёта рабочего времени и обеспечивает объективный контроль длительных простоев транспорта по инициативе водителя, что позволяет владельцам автотранспортных предприятий иметь полную картину по функционированию служебного автопарка и более эффективно выстраивать свой бизнес.

Но основной задачей тахографа остается контроль работы водителя: фиксация времени проведенного в движении за рулем, длительности остановок для отдыха, что позволяет оградить водителя от переутомления и притупления внимания на дороге.

Так как тахограф является элементом, обеспечивающим безопасность на дороге, он подлежит обязательной сертификации и ежегодной метрологической поверке.

Принцип работы тахографа основан на обработке электрических импульсов от датчика скорости на коробке передач, таким образом фиксируется время, проведенное транспортным средством в движении и простое.

Существует 2 типа тахографов, отличающиеся способом записи информации и степени её защищённости:

  • аналоговые;
  • цифровые.

Аналоговый тахограф

Пример аналогового тахографа

Установка аналоговых тахографов, в том числе замена одного аналогового устройства другим, запрещена с 16 июня 2010 года.

Исключение законодатели сделали для машин, эксплуатирующихся исключительно на территории России легче 15 тонн и имеющих менее 20 посадочных мест. На такие автомобили до 25 мая 2013 года продлен сертификат соответствия на устройство VDO 1318.

Наиболее популярные в настоящее время, зарекомендовавшие себя на рынке тахографы — это цифровые устройства австрийского производства EFAS-4, германский Siemens VDO DTCO 1381, а также ШТРИХ-ТахоRUS, выпускающийся в России.

Цифровой тахограф

Пример цифрового тахографа

Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра, и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы.

Вместо надписей на национальном либо иностранном языке для обозначения параметров в приборах используются графические изображения — пиктограммы.

Выдаваемый тахографом документ является объективным, формируется автоматически и защищён от фальсификаций. Показания тахографа являются юридически значимыми и признаются в качестве доказательств в суде или в разбирательствах при транспортном контроле на дорогах.

Прибор работает при низких температурах (до минус 40 градусов), виброустойчив и ударопрочен. Может устанавливаться на все типы транспортных средств.

При выборе тахографа стоит учитывать, что австрийское и германское устройства могут работать на международных перевозках, так как имеют соответствующие сертификаты. Российский Штрих сертифицирован только для поездок внутри нашей страны.

Необходимо добавить, что современные цифровые тахографы, в отличие от морально устаревающих аналоговых, защищены от несанкционированного изменения записанных в них данных. Вся информация фиксируется на встроенной карте тахографа. Часть информации дублируется на индивидуальной карте водителя.

Сегодня на рынке автомобильной техники появились предложения устройств, которые совмещают в себе функции тахографа и навигационного терминала на базе ГЛОНАСС/GPS. Использование таких приборов вызывает сомнение: так как требования к каждой системе мониторинга законодательно закреплены, при выборе такого устройства стоит обратить пристальное внимание на соответствие их сертификатов и лицензий действующему законодательству.

При наличии дополнительного прибора, отслеживающего движение по системе ГЛОНАСС (типа АвтоГРАФ), уровень контроля и защита от несанкционированного вмешательства водителя, путем перекрестной проверки некоторых данных, существенно повышается.

И все же главной задачей тахографа остается обеспечение безопасности.

Нарушение режима работы водителями — уснул за рулем, отвлекся и т.п. — стоит в начале списка причин ДТП с участием грузовиков и автобусов. При этом повышение дорожной безопасности после внедрения тахографов доказано в Европейских странах. Смертность при ДТП там втрое ниже, чем в нашей стране, при том, что плотность населения, а соответственно и плотность автомобилизации выше в 4–5 раз.