Система «АвтоГРАФ-GSM»: впечатления Алекса Экслера

Продолжаю расширять диапазон тестируемых гаджетов, а то все какая-то беготня по кругу: ридеры, коммуникаторы, планшеты, медиаплееры и снова ридеры.

Я уже писал о персональном GPS-трекере (статью так и не нашел, трекер тщательно скрывается) и об автомобильном видеорегистраторе. В данной статье мы рассмотрим любопытную, на мой взгляд, систему, позволяющую иметь полную информацию о передвижениях и прочих действиях, совершаемых автомобилем (автомобилями).

Да, конечно, подобные системы в основном используются на предприятиях: грузоперевозчики, служебный транспорт, такси, спецтехника и так далее, однако ее также применяют и частные пользователи в своем автомобильном быту: быть в курсе, где там катается жена (с ее согласия, разумеется), где носится сын-оболтус, которому приобрели первую в его жизни автомобильку, ну и насколько далеко от дома находится муж, чтобы знать, ставить уже жарить курицу или можно пока посмотреть пару эпизодов любимого сериала. Плюс отслеживание машины в случае злоумышленных действий, доказательства невиновности после, не дай бог, каких-то инцидентов на дороге (всему этому были неоднократные прецеденты), ну и решение всяких других проблем. А уж на фирмах и предприятиях подобные системы решают массу самых разнообразных задач.

Персональный GPS-трекер (да где же эта статья-то?) мне тогда не слишком понравился. И работал не фонтан, а уж программное обеспечение было откровенно убогое.

Поэтому было интересно посмотреть, каким образом это все реализовано в системе мониторинга автомобилей — я надеялся, что уж там-то программное обеспечение значительно более продвинутое.

Система, которую мне любезно предоставила на тестирование фирма Proffit Consulting, за что им большое спасибо, называется «АвтоГРАФ-GSM». Представители фирмы объяснили, что они — не разработчики этой системы, а поставщики-интеграторы. И что эта система ими была выбрана среди нескольких аналогичных, потому что она, по их мнению, оказалась лучшей.

Ну, оно и славно, ведь всегда интереснее тестировать лучших представителей каких-то сервисов, нежели худших. Вы бы знали, как мне в действительности не нравится писать в обзорах «ну вот опять привезли какое-то барахло», однако правда — превыше всего!

Итак, система мониторинга различного транспорта «АвтоГРАФ-GSM».

Схема работы системы мониторинга транспорта

Схема работы системы

Приводить всякие технические характеристики, я так думаю, особого смысла нет — что вам, что мне совершенно без разницы, какое там напряжение питания и максимальный потребляемый ток. Мы лучше поговорим о том, как это выглядит, как устанавливается и как работает.

В данный комплект устройства входят: передатчик GSM-GPS (ГЛОНАСС), антенна GSM, антенна GPS, всякие соединительные кабели, адаптер питания от прикуривателя, диск с программным обеспечением.

Комплектация «АвтоГРАФ-GSM»

Комплектация

Диск я почему-то не сфотографировал, но, надеюсь, вы мне поверите на слово — он там есть. Что? Не верите? Ну вот он, вот!

Диск с программным обеспечением «АвтоГРАФ»

Диск с программным обеспечением

Я не случайно написал «данный комплект», потому что комплектация сильно зависит от требований: туда могут входить различные датчики расхода топлива, датчики уровня топлива в баке и так далее и тому подобное. Да и адаптер питания от прикуривателя в комплект обычно не входит — он без надобности, так как систему обычно монтируют стационарно.

В моем же случае комплект был подготовлен таким образом, чтобы можно было подключить его «на живую нитку» и посмотреть, как оно все функционирует.

Я и подключил: передатчик в прикуриватель, к нему привинтил обе антенны (GSM и GPS), которые прилепил сверху к торпеде. Получилось не особенно эстетично, но вряд ли имело смысл устанавливать это все стационарно только для того, чтобы посмотреть, как оно действует.

Подключение бортового контроллера «АвтоГРАФ-GSM» в машине Алекса Экслера

Рабочий беспорядок

На передатчике — три индикатора: питание, GSM, GPS/ГЛОНАСС. В рабочий режим устройство вошло через пару минут после подключения, после чего стало активно передавать координаты куда следует.

Тут нужно отметить, что заранее я никакие программы не устанавливал. Мне сначала нужно было просто собрать данные — они в любом случае передаются на сервер поставщика, откуда их можно получить в произвольный момент для анализа. Для оптимизации работы данные передаются на сервер через GSM не в непрерывном режиме, а пакетами каждые пару минут (чтобы меньше занимать канал) — их можно передавать хоть каждые пять секунд, просто это увеличит трафик.

Поездил по своим делам — всяким магазинам и торговым центрам. Приезжал, выключал зажигание, шел в магазин, затем возвращался, заводился и ехал дальше. После остановок, выключения зажигания и завода устройство входило в режим за несколько секунд.

Приехал, приступил к мониторингу по горячим следам. Установил программу с моими конфигурационными файлами, программа тут же скачала с сервера данные и показала мне весь маршрут. Выглядело это вот так. (Все уменьшенные скриншоты кликабельны, открываются в полноразмерах, чтобы можно было разглядеть подробности.)

Маршрут Алекса Экслера в программе «АвтоГРАФ»

Мой маршрут в программе

Там видно, что я стартовал от комплекса «ИКЕА» в Химках (он был выбран отправной и конечной точкой), поездил по Химкам, уехал в Тушино, оттуда зарулил на Митинский рынок, затем снова вернулся к «ИКЕА».

Маршрут Алекса Экслера в программе «АвтоГРАФ»

Маршрут крупно

На первый взгляд — ну, маршрут и маршрут, ничего особенного. Однако, когда я как следует порылся в программе, выяснилось, что там вытаскивается куча интересной информации.

В верхнем окне идет информация о рейсах.

Информация о рейсах в программе «АвтоГРАФ»

Информация о рейсах

При этом что считать отдельным рейсом, довольно гибко настраивается.

Настройка рейса в программе «АвтоГРАФ»

Настройка рейса

Вы можете задавать периоды вывода информации о рейсах — как типовые периоды, так и диапазоны конкретных дат и часов.

По рейсу выводится: начало-конец, продолжительность, средняя скорость, пробег, время остановок, расход бензина на рейс, расход на 100 километров. Если датчик расхода не установлен, тогда берутся средние значения для данного вида транспорта.

Теперь идем ниже к карте. Справа сверху вы можете задать, какую именно карту использовать — там поддерживается их целая куча, причем векторные и растровые.

Карты, доступные в программе «АвтоГРАФ»

Список карт

Маршрут на карте Google в программе «АвтоГРАФ»

Кусок маршрута на гугловской карте

Маршрут на карте Navitel в программе «АвтоГРАФ»

Кусок маршрута на навителовской карте

Маршрут на карте «Яндекс» в программе «АвтоГРАФ»

Кусок маршрута на яндексовской карте

Маршрут на спутниковой карте в программе «АвтоГРАФ»

Маршрут на спутниковой карте от «Яндекса»

В правом нижнем углу карты расположены пиктограммы управления плеером, с помощью которого можно просмотреть движение транспортного средства в реальном времени или в ускоренном режиме.

Управление плеером в программе «АвтоГРАФ»

Управление плеером

Причем для плеера также можно задать кучу разных параметров.

Параметры плеера в программе «АвтоГРАФ»

Параметры плеера

Вообще, это все очень наглядно — я прям еще раз пережил сладостные минуты мотаний по магазинам, с нежностью вспомнил стоянку на Митинском радиорынке, также с болью вспомнил «7-й континент», в котором не было нужной редиски. Если вы хотите разделить со мной эти чỳдные мгновенья — вот ролик.

Демонстрация маршрута

Справа снизу идут пиктограммы отображения различных параметров маршрута.

Пиктограммы параметров маршрута в программе «АвтоГРАФ»

Пиктограммы параметров маршрута

Первая пиктограмма — установить нулевой километр. Ну, мало ли, может, первые два километра вы ехали не в рамках маршрута, а так, просто прогуляться.

Вторая пиктограмма — перейти в нулевой километр.

Третья пиктограмма — показать стрелочками направление движения.

Четвертая пиктограмма — включение различных информационных точек: остановки, превышение скорости, пропадание сигнала, расход по бакам, ну и самые различные другие датчики.

Меню информационных точек в программе «АвтоГРАФ»

Меню информационных точек

Вот все мои остановки и превышения скорости — разумеется, виртуальные, потому что я в реальности скорость вообще никогда не превышаю.

Маршрут и информационные точки в программе «АвтоГРАФ»Большая иллюстрация

Информационные точки (нажмите, чтобы увеличить)

Следующая пиктограмма — включение контрольных точек и геозон. Вы можете задавать соответствующие контрольные точки, и они будут отмечаться на карте. В моем случае я отметил стоянку «ИКЕА» и Митинский радиорынок.

Маршрут и контрольные точки в программе «АвтоГРАФ»

Контрольная точка

После этого идет пиктограмма графиков — время, пробег.

График пробега в программе «АвтоГРАФ»

График пробега

Графики также очень гибко настраиваются.

Настройка графиков в программе «АвтоГРАФ»

Настройка графиков

И последние пиктограммы — масштабирование карты и разворачивание ее на полный экран.

Левое окно — закладки со всякими информационными точками.

Питание

Выключение питания. Показывает, когда это было и сколько продолжалось, причем вы можете щелкнуть по любой строчке — на карте будет показано данное положение.

Точка пропадания питания в программе «АвтоГРАФ»

Точка пропадания питания

Скорость

Доска позора: список всех превышений скорости.

Превышения скорости в программе «АвтоГРАФ»

Превышения скорости

Остановки

Все остановки на маршруте.

Список остановок в программе «АвтоГРАФ»

Список остановок

Точки

Прохождение путевых точек.

Прохождение путевых точек в программе «АвтоГРАФ»

Прохождение путевых точек

Ну, вроде все из основных возможностей. Там еще есть куча самых разных настроек, генерация различных отчетов и их экспорт в файлы (XLS и так далее).

Так что, как видите, с помощью этой системы можно получать обширную и очень подробную информацию о всех автомобилях, которые вас интересуют. Мониторинг может производиться как в режиме реального времени (с минимальным запаздыванием), так и апостериори. (Давно мечтал ввернуть это словечко, я его так долго заучивал.)

Информация о маршруте сохраняется на трех различных носителях: в самом устройстве, на сервере Proffit Consulting и в диспетчерской программе, так что в любом случае не потеряется. Энергонезависимая память передатчика позволяет хранить до 270 тысяч точек, так что, если автотехника подолгу работает в зоне отсутствия GSM, информация все равно будет сохранена.

Приобретать отдельную сим-карту и оплачивать трафик нет необходимости, так как передатчики поставляются со встроенной сим-картой, а трафик входит в стоимость сопровождения. И, как мне сказали в фирме, на все оборудование они дают пожизненную гарантию (в рамках сопровождения) — в России такое бывает очень редко.

Вот такая система. На мой взгляд, вполне удобная и эффективная. Я, конечно, не тестировал другие системы, да и вряд ли буду этим заниматься, однако в этой есть все необходимое, сбор и хранение данных организованы очень грамотно, а программа обработки и анализа — наглядная и обладает отличным интерфейсом. Понравилось, однозначно.

Алекс Экслер
6 апреля 2011 года